Итоги второго дня выставки DairyTech 2024

Сотни посетителей ознакомились с новыми разработками на стендах участников, а также прослушали мероприятия деловой программы!
Помимо разнообразного оборудования, представленного на стендах участников, деловая программа также была доступна всем посетителям 25 января.
Маркетинг и продажи в молочной отрасли
Всероссийский форум производителей молочной продукции был открыт конференцией «Маркетинг и продажи в молочной отрасли». Модератором мероприятия выступили сразу два эксперта: директор маркетингового агентства V-Brand Вера Мозговая и испо лнительный директор «Клуба маркетологов молочной отрасли» Наталья Тютикова.
Первая часть мероприятия была посвящена секции «Тренды», в рамках которой выступили многие специалисты по маркетингу, продажам и клиентскому сервису.
Директор клиентского сервиса потребительской панели GFK Елена Самодурова подробно рассказала о теме «Как адаптируются покупатели к новым реалиям рынка».
Эксперт подчеркнула, что в 3 квартале 2023 года покупательский оптимизм в целом сохранялся – кризисный индекс продолжал рост и достиг самого высокого значения за период наблюдений. «В последние несколько лет индекс был очень низким. И именно в 2023 году индекс начал расти», – прокомментировала Елена.
Таким образом, в условиях текущего кризиса формируются новые товары «Гиффена» (что означает парадокс спроса, т.е. эффект Гиффена). Обычно это дешевые товары первой необходимости, которые нечем заменить и от которых нельзя отказаться.
Если ранее в категорию «старые» товары Гиффена входили:
- Сахар
- Картофель
- Чай
- Гречка
- Хлеб и другие базовые товары
То сейчас «новые» товары Гиффена выглядят следующим образом:
- Курица
- Сосиски
- Шоколадные батончики
- Печенье
- Майонез
По состоянию на МАТ (ноябрь 2023), сравнивая с предыдущим годом, рынок FMCG находится в стагнации. Средний чек растет интенсивнее на рынке молочных продуктов, что обусловлено более выраженным ростом объема за покупку, а частота покупок молочных продуктов сокращается в меньшей степени, чем для FMCG.
Согласно анализу потребительской корзины FMCG, 12% покупательской корзины приходится именно на молочные продукты.
Что же касается сыра, творога и десертных молочных продуктов, то они показывают существенный рост как в денежном, так и в натуральном выражении. Сегменты молока и сливочных молочных продуктов стагнируют, в то время как молочные напитки растут лишь за счет инфляции.
Спикер также отметила, что потребители переключаются с питьевых на густые молочные продукты. При этом современные питьевые молочные продукты заменяются преимущественно современными густыми, а традиционные – также в значительной степени творогом.
«Наиболее существенные переключения наблюдаются в пользу современных густых молочных продуктов, например, густых йогуртов, творожков, молочных десертов», – добавила Елена.
Эксперт отметила и еще одну особенность – на рынке молочных продуктов и FMCG в целом Жесткие дискаунтеры и Е-commerce продолжают расти быстрее, чем остальные каналы. На рынке конкретно молочных продуктов значительно выше доля Дискаунтеров (+ 10 п.п.) и немногим выше доля гипер- и супермаркетов (+ 2-3 п.п.)
Далее тему развила начальник отдела маркетинга «АГРАНА Фрут Московский регион» Екатерина Пряхина. Она выступила с докладом «Тренды российского рынка современных молочных продуктов».
Поддерживая показатели, представленные предыдущим спикером, она дополнительно отметила рост доли именно питьевых йогуртов:
- 46% у всех игроков рынка РФ
- 62,6% у региональных игроков рынка.
Рассматривая популярность питьевых йогуртов среди населения, эксперт выделила