«Молочная промышленность: глобальные вызовы и локальные перспективы»

В рамках Всероссийского форума производителей молочной продукции 24 января состоялась пленарная сессия «Молочная промышленность: глобальные вызовы и локальные перспективы».
С приветственным словом выступила портфельный директор ITE Group Ольга Чиргадзе, зачитав пожелания председателя Комитета по аграрным вопросам Владимира Ивановича Кашина.

Обсуждение начали с обзора развития систем маркировки средствами идентификации молочной продукции. Заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Олег Тухватуллин рассказал, какие изменения произошли и к чему следует готовиться производителям.
Учитывая высокую социальную значимость молочной продукции, Минпромторг принимает все меры по процессам стимулирования, мерам поддержки, созданию благоприятных условий для эффективного развития рынка, как отметил эксперт.

По просьбе предпринимательского сообщества были внесены изменения, которые будут приняты правительством РФ в постановлении №2099, где утверж дены правила маркировки молочной продукции.
Изменения предусматривали продление срока обязательных требований по маркировке молочной продукции для крестьянских и фермерских хозяйств. Срок был перенесен с 1 декабря прошлого года на 1 сентября 2024 года, чтобы создать комфортные условия для предпринимателей данной группы.
Также Минпромторгом разработан проект постановления Правительства о переносе срока вступления в силу требований о поэкземплярной прослеживаемости продукции. Данный проект должен был вступать в силу с 1 июня 2025 года – сейчас этот срок переносится на 1 ноября 2026 года. Стоит отметить, что проект находится на завершающей стадии прохождения регламента процедуры.
Как сказал Олег Тухватуллин, необходимо было рассмотреть возможность по проведению соответствующего добровольного эксперимента по партионной прослеживаемости молочной продукции, и достаточности такого механизма прослеживаемости, а также оценить возможности анализа данного механизма как альтернативы поэкземплярной прослеживаемости.
Эксперт подытожил, что одной из ключевых целей создания системы цифровой маркировки – это получение оперативной и достоверной информации о движении товара и жизненного цикла данной продукции, начиная с момента производства или импорта и заканчивая конечной реализацией.
После выступления Олега Тухватуллина приглашенные спикеры высказали собственное мнение касательно скорых изменений.
«Несмотря на возможные сложности, которые может вызвать поэкземплярный учет, данный режим позволит, с одной стороны, быть уверенными, что продукция легальна и безопасна для потребителя, а с другой – снизить ошибки со стороны производителя», – прокомментировал IT-директор, АО «Московский завод плавленых сырков «Карат», Александр Попушой.

«Есть несколько способов, чтобы внедрить поэкземплярный учет на разных линиях производства. Например, на ручных линиях можно рассматривать 2 варианта: «дооборудование» существующей линии либо дополнительные люди, которые будут дополнительно сканировать все ко ды вручную. Может, с точки зрения инвестиций это будет дешевле, но мы понимаем, что человеческий фактор будет зашкаливающий. Но, конечно, поэкземплярный учет все равно позволит снизить затраты в целом и сократить инвестиции в перестройке производственных площадок. Производители молочной продукции будут эту идею поддерживать», – озвучила руководитель Управления по устойчивому развитию и взаимодействию с органами государственной власти, ГК «ЭкоНива», Любовь Аксенова.

«Самая большая проблема здесь – это то, что продукт покупатель пытается найти тот, который ему понравится. Из-за этого мы не понимаем, что происходит с товаром на полках. Покупатель его перебирает, деформация кодов может происходить в любой момент. Поэтому проблематика кодов, их корректности является достаточно серьезной. К тому же, здесь надо понимать, что вопрос брака появляется не только на плоскости производителя, но и на плоскости покупателя. Поэтому, когда мы получаем проблему на кассе, очень сложно определить, на каком конкретно этапе произошли изменения с кодами», – подчеркнул коммерческий директор, АО «Группа Компаний «Российское Молоко», Антон Блюмкин.

«На сегодняшний день мы до сих пор не до конца осознаем проблемы, связанные с блокировкой продукта на кассах. К сожалению, мы никак не можем повлиять на данное событие, так как в сетях продукт находится в руках покупателей. Ведь смысл в том, что мы со своей стороны продукт отгрузили, и эту проблему никак не сможем отрегулировать, потому что дальнейший путь продукта уже не прослеживаем. Код может деформироваться по многим причинам. Таким образом, все то, что не будет продаваться, будет оставаться в сетях, что приведет к тому, что сети начнут просить о снижении цен у производителей, чтобы покрыть эти расходы», – добавил генеральный директор, ОАО «Северное молоко», Антон Ночёвка.

