Точки роста российского рынка молочной продукции
Расскажем, каким был 2023 год для российской молочной индустрии, как его участники видят перспективы 2024 года.
Производство молока и молочной продукции в главных странах-экспортерах по итогам 2023 года восстановилось относительно 2022 года, когда был зафиксирован спад глобального производства. Не являлась исключением и Россия. Продолжится ли эта тенденция в 2024 году и каковы ожидания участников рынка – расскажем далее.
Российский молочный рынок: основные показатели
В минувшем году в России было произведено 33,5 млн тонн молока, что на 3,6% больше, чем в 2022 году. Отметим, что в целом за последние пять лет в РФ сохраняется прирост производства сырого молока. Также по данным Минсельхоза в 2023 году в России на 21% выросло производство сливок, на 16% – выпуск сыров, на 12% – производство мороженого. Однако объем производства творога в 2023 году сократился на 3,9% относительно 2022 года.
Почти 86% молока в России – отечественного производства. Такие данные приводит Людмила Маницкая, председатель Общественного совета при Россельхознадзоре, председатель Совета Молочного союза России, член Экспертного Совета ROSNG. Тем самым российский рынок молочной продукции вплотную приблизился к показателю, установленному Доктриной продовольственной безопасности (90% собственной продукции).
Объем импорта молочной продукции в Россию по итогам 2023 года сохранился примерно на уровне 2022 года, когда в РФ было поставлено порядка 877 тыс. тонн молочной продукции. Лидирующие позиции по импорту (94%) занимает Белоруссия, увеличившая свою долю на 5%.
Экспорт молочной продукции из России в 2023 году достиг 215 тыс. тонн, что на 9% больше, чем в 2023 году. Наибольший прирост продемонстрировал экспорт сухого молока, увеличившийся почти в 5 раз, за ним следует молочная сыворотка, объем поставок которой за рубеж вырос вдвое. Ключевые потребители российской продукции – Китай, Казахстан, Армения, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан.
Интересный факт – среднедушевое потребление молока и молочной продукции в России по итогам 2023 года увеличилось на 3%, достигнув 249 кг. Такие данные приводит аналитический центр Milknews и эксперты «Союзмолоко». Это рекордный показатель за последние 28 лет. По мнению генерального директора «Союзмолоко» Артема Белова, ключевая причина такой тенденции – рост реальных располагаемых доходов населения, наблюдаемый в 2023 году. Российская экономика в целом приспособилась к текущим геополитическим вызовам, что повлекло за собой увеличение зарплат (прежде всего в реальном секторе экономики) и, соответственно, рост спроса на продукты питания, в том числе молочную продукцию.
Точки роста
Сложившаяся в настоящий момент ситуация на российском молочном рынке может быть охарактеризована как сбалансированная и стабильная. Скорее всего, такой тренд продлится и на весь 2024 год. Тем более власти продлили действие всех мер поддержки молочной отрасли на текущий год. Особенно актуальным станет продолжение программ льготного кредитования производителей: при ключевой ставке 16% заемные средства по рыночным условиям становятся существенно менее доступными для производителей, что тормозит инвестиции в развитие.
Не менее ценно продление программы компенсации части капитальных затрат (САРЕХ) для производителей молочной продукции: тем самым участники рынка получают возможность инвестировать в развитие производственной инфраструктуры. Причем данная программа распространяется на широкий круг компаний: производителей молочной продукции, животноводческие фермы, производителей кормов.
Эксперты Национального союза молока ожидают, что в текущем году продолжится тенденция увеличения потребления молока и молочной продукции в России. По их оценке, данный показатель по итогам 2024 года увеличится примерно на 3% за счет стабилизации экономической ситуации и дальнейшего роста зарплат.
В 2024 году стоит ожидать дальнейшего роста экспорта молока и молочной продукции из России. В 2023 году она экспортировалась более чем в 60 государств и, скорее всего, по итогам 2024 года данный показатель будет еще больше. По словам директора «Союзмолока» Артема Белова, сейчас российские производители активно открывают для себя новые рынки – страны Северной Африки (Тунис, Алжир) и Юго-Восточной Азии (Малайзию, Филиппины).
Из иных точек роста стоит отметить увеличивающуюся потребность российских компаний в оборудовании для молочной промышленности и изготовления упаковки. Запуск новых предприятий и модернизация существующих, рост объемов выпуска продукции – все это открывает перспективы для смежных отраслей.
Почему нужно участвовать в выставке DairyTech
В ближайшие годы российский молочный рынок продолжит развиваться. Соответственно, стабильно высоким останется спрос на оборудование для переработки молока и производства молочной продукции. И связующим звеном между производителями и поставщиками оборудования станет единственная в России международная выставка DairyTech.
Востребованность данного мероприятия подчеркивает следующая статистика. Его участниками в 2024 году стали 163 компании, а гостями – 3 976 специалистов отрасли из 74 регионов России и 23 стран мира. При этом 28% (1023 человека) представляли компании, работающие в сфере производства молока и молочной продукции, а 66% посетителей (2 386 человек) занимают руководящие позиции: от владельца бизнеса до начальника отраслевого подразделения. Тем самым у компаний-участниц выставки есть уникальная возможность найти новых партнеров и заключить соглашения о сотрудничестве непосредственно на площадке мероприятия.