Как меняется молочное производство в России
Отечественный производитель – тоже меняется? Рассмотрим главные изменения молочного производства в РФ.
Некоторые позиции молочной продукции являются неотъемлемой частью потребительской корзины. Приобретение других зависит от доходов населения и уровня его осведомлённости. Чтобы продукция производителя пользовалась спросом, необходимо разобраться в тенденциях 2023 года н а данном рынке.
Тренды в ритейле – сдерживание цен
Даже в период, когда все цены в России стремительно повышаются, производители продукции на основе молока стараются поддерживать её стоимость на постоянном уровне. Одна из основных причин – ведение социальной политики, подразумевающей, что базовые продукты питания должны быть доступными для жителей страны. Низкие цены особенно актуальны, когда многие готовые блюда подорожали – люди стали чаще готовить что-то самостоятельно, в том числе с использованием молока, кефира, масла.
Для снижения затрат на производство изготовители занимаются поиском путей экономии. К примеру, заводы готовы освоить более дешёвое в закупке и обслуживании оборудование. Но это не должно сказываться на качестве конечной продукции.
К сожалению, это не самая выгодная тенденция для поставщиков сырья. Крупные заводы готовы закупать у фермеров молоко по цене производства, а иногда и в убыток. В среднем за литр платят 16-25 рублей, в то время как на удой требуется не менее 21 рубля. У фермеров нет возможности для установки своих условий, так как объём запасов молока на продажу сейчас на 40% больше, чем в 2022 году. Приходится стимулировать спрос более низкой ценой.
Реклама
После ухода зарубежных производителей потенциальные покупатели стали видеть меньше рекламы молочной продукции по телевизору и, как следствие, реже задумываться о покупке различных йогуртов и других продуктов, не входящих в перечень необходимых. Чтобы стимулировать спрос, российские изготовители ищут новые способы популяризации бренда. К примеру, это реклама на музыкальных фестивалях и спортивных состязаниях различного уровня, которая позволяет получить известность как среди взрослого поколения, так и среди молодёжи.
Тренды в упаковке
По словам Анны Бойко-Великой, заместителя гендиректора по коммуникациям бренда «Рузское молоко», тренды в у паковке со стороны потребителя в России коррелируются с общемировыми: экологичность, тренд на многоразовую упаковку, порционность упаковки, увеличение вариантов гибкой упаковки.
В наиболее выгодной позиции те, у кого упаковка диверсифицирована по типу, отмечают эксперты, так как в России растет спрос на молочную и кисломолочную продукцию в ПЭТ и ПЭВП.
Выбор собственных торговых марок
За 2022 год выручка за молочную продукцию собственных торговых марок супермаркетов выросла на 32%. Среди лидеров – сыры с 35-процентным ростом и пастеризованное молоко с повышением спроса на 14%. Такие показатели означают, что наименование производителя для некоторых сегментов аудитории не стоит на первом месте. Для повседневного потребления таким людям нужна недорогая продукция, которая будет отличаться приемлемым качеством.
Расширение ассортимента
Ещё одним трендом 2023 года является производство не только полезных, но и вкусных продуктов, которые будут доставлять покупателю приятные ощущения. Последнее время всё больше потребителей, в том числе молодёжи, стараются придерживаться здорового образа жизни. Они готовы заменить вредные снеки на более полезную, но не менее вкусную альтернативу.
Отличный повод для развития – уход иностранных поставщиков, продукция которых пользовалась большим спросом до 2022 года. Предложение йогуртов и десертов в магазинах упало в среднем на 20%, и российские изготовители готовы занять освободившуюся нишу.
Эксклюзивная возможность для местных изготовителей – производство продуктов без консервантов, с коротким сроком годности. Хорошим примером являются йогурты с различными фруктовыми добавками, которые активно производятся в Белоруссии. Но везти из-за рубежа такую продукцию может быть выгодно только в некоторые регионы. Поэтому российские производители пытаются создать качественные отечественные аналоги.
Потребитель ожидает увидеть на упаковке название производителя из своего или близлежащих регионов, а в составе – только натуральные компоненты. Наличие дополнительных витаминов будет неоспоримым преимуществом. Также ответственный покупатель хотел бы убедиться, что производство продуктов, которые он употребляет, безопасно для экологии.
Отечественный производитель – тоже меняется?
Многие эксперты отмечают, что в нынешних реалиях активно меняются не только поведение покупателя, но и потребности рынка в целом. Уход зарубежных компаний открыл перед российскими производителями возможности, которые принесли с собой и определенные трудности.
Российский бизнес перестраивается под новую модель, настраивает новые логистические цепочки, находит новых клиентов. Однако в этой адаптации важно учитывать еще один элемент – новое оборудование.
В настоящее время многие производители молочной продукции нуждаются в современном и надежном оборудовании. Компании масштабируются, занимают освободившиеся ниши, стараются соответствовать ожиданиям потребителей.
Для отечественных производителей оборудования для производства молока и молочной продукции – это шанс для развития бизнеса и расширения географии продаж.
Присоединяйтесь к 22-й выставке оборудования для производства молока и молочной продукции DairyTech, чтобы продемонстрировать новые технологии, инструменты, оборудование и материалы для развития отрасли!