Итоги третьего дня DairyTech 2023
Ключевыми мероприятиями дня стали сырные сессии
Открыла финальный день деловой программы Тренд-сессия «Динамика потребления сыра. Тренды, ассортимент, продажи». Модераторами стали Елена Воронцова, бизнес-эксперт в области стратегии управления предприятиями АПК, Ритейла и FMCG, управляющий партнер и топ-консультант в пищевых и розничных проектах, и Юрий Власенко, эксперт РСПМО по маркетингу, аккредитованный аудитор EBRD по ЦА.
Про российский рынок сыров р ассказала Екатерина Захарова, ведущий аналитик Центра изучения молочного рынка. Эксперт отметила, что производство сырого молока немного снизилось во всем мире, при этом производство сыров, в большинстве своем, выросло. Цены на сыр, вместе с другими биржевыми продуктами, особенно резко выросли в марте 2022 года. Почти весь прирост сырого молока, который шел на переработку в России в последние годы, ушел на производство сыра. В 2022 году рост сырного производства вырос еще на 3%. Лидерами по производству сыров в России в прошлом году стали Центральный, Приволжский, Сибирский и Южный федеральные округа.
Потребительские предпочтения раскрыли Анна Уварова, руководитель направления B2B исследований Ipsos, и Ирина Логинова, член Совета клуба маркетологов молочной отрасли. В марте 2022 года у всех потребителей наблюдалась повышенная тревожность, но уже к лету она снизилась и дошла до постковидных показателей. Осенью этот показатель снова повысился, но уже не до мартовских тенденций. Особое внимание Анна Уварова уделила предпочтениям нового поколения – рост ценности отношений и наслаждения жизнью, индивидуализм и жажда самовыражения, самовыражение в соцсетях и цифровой детокс, самовыражение через собственную внешность. Ирина Логинова выделила особенности молодого поколения при потреблении сыра – чаще совершают покупки, готовы платить за сыр больше, не используют сырную продукцию на завтрак, предпочитают пармезан, чеддер и моцареллу.
Про потребительские предпочтения и динамику развития категории глазами байера рассказала модератор сессии Елена Воронцова. По ее словам, особенности потребления, на которые стоит обратить внимание – экономия, давление сетей, вынужденное участие в промо. Также эксперт выделила потенциальные ниши и категории для отрасли – малый вес и упаковка, family size в эконом-сегменте, СТМ, уникальные и фермерские товары, бутербродный сыр, формат для детей в школу и «на бегу».
Елена Воронцова предложила успешную тактику продвижения продукта – разработать последовательный план продвижения для каналов сбыта, запросить у сетей возможность реализации задуманного, заранее подготовить операционную составляющую и свериться с производственным планом и возможностью реализации программ.
Также участниками дискуссии стали Алексей Фатыхов, учредитель и генеральный директор ООО «Азбука сыра», Андрей Дахнович,председатель совета директоров Еланского и Семикаракорского сыродельных комбинатов, Илья Рагозин, основатель ГК «Молоко Групп», и Джанни Соджа, представитель компании «Итальянские традиции». Они поговорили о сохранения бизнеса и дохода в условиях санкций. Много внимание было уделено HoReCa и путям сбыта продукции, трендам развития вида сыра Пицца Чиз, ценам на молоко и качеству продукта.
Завершающим мероприятием деловой программы Большого зала стала Сессия How To: «Технологии и вопросы производства и обеспечения качества готовой продукции». Первым спикером стал модератор Юрий Власенко с докладом «Ламбер, он такой один! История успеха самого известного сырного бренда России. К 20-летию проекта». Эксперт напомнил первую рекламу продукта: «Там, где живет любовь». Этот ролик интересен тем, что на протяжении 30 секунд показывает сам продукт и различные ситуации потребления. Уникальность Ламбера (на момент 2003 года) – килограммовая упаковка, уникальная форма бочонка, процесс упаковки сразу после посолки и созревание в таре, а также система посолки «Река», впервые примененная в России.
Процесс создания сыра Ламбер – в 2000 году создали проектную команду и начали масштабные маркетинговые исследования, а также формирование ТЗ проекта, в 2003 году нашли технологического партнера, создали проект на основе ТЗ от маркетинга, провели тендер и начали строительство, в 2003 году построили завод, обучили персонал, ввели в эксплуатацию и начали коммерческие отгрузки, в 2005 году ввели в эксплуатацию II очередь, в 2015 году вышли на производство сыра в размере 75 000 головок в сутки.
Эксперт в области сыроделия Chr. Hansen Владимир Димитров рассказал про повышение и стабилизацию качества сыров. Эффективность – сверхактуальная задача для производств, которую помогают выполнить ингредиенты, методы анализа и оборудование. Также эксперт поделился преимуществами работы с новым решением для измерения плотности сгустка и контроля процесса коагуляции COAGUSENS – воспроизводимость результата выработок, эффективное удержание сухих веществ и управление факторами, влияющими на выход.
Григорий Рогов, заместитель директора по инновациям и развитию Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия - филиала ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им.Горбатова» РАН поделился особенностями созревания сыров. Спикер рассказал про пороки сыра (отклонения от стандартных показателей). Так, характерные ошибки упаковки – процесс упаковки сыра на однокамерной машине, при котором создается сыр с рисунком, но после процесса упаковки этот рисунок пропадает, излишнее газообразование и расслабление пакета, разгерметизация упаковки, белые пятна на продукте, изменение цвета упаковки в результате деструкции полимеров.
Управляющий партнер «Итальянских традиций» Александра Демченко выступила с докладом «Опыт производства итальянских ремесленных сыров и пример масштабирования». При производстве своего сыра компания использует особые ингредиенты – цельное фермерское молоко из Тульской и Московской областей, аутентичные закваски, поставляемы из Италии, качественный сычужный фермент также из Италии и натуральные сливки. При этом компания не использует консерванты и пищевые добавки.
Ирина Мозговая, специалист R&D Pavlov, рассказала про стоимость сыров и ингредиентов для их приготовления. По словам эксперта, главный вызов 2023 года – длительное хранение. Чтобы избежать рисков таких изменений, важно сохранить текстуру и вкус сыра при помощи понижения уровня влаги. Оптимальные варианты решения проблемы – выбор хороших коагулянта и закваски.
Генеральный директор «Сырный сомелье» Александр Крупецков, который подключился к сессии по онлайн-связи из Германии, и модератор сессии Ирина Воронцова завершили мероприятие деловой программы специальным выступлением «Острый репортаж» – видеоролик о выборе сыра в немецких супермаркетах.