Итоги второго дня DairyTech 2023
В рамках деловой программы второго дня прошли две конференции, дискуссионная площадка, сессия, открытый микрофон, а также церемония награждения DairyTech Award. Подводим итоги второго дня и рассказываем главные тезисы спикеров
Конференции
Первым мероприятием в Большом зале стала конференция «Маркетинг молочной отрасли», которую модерировали директор маркетингового агентства V-brand Вера Мозговая и заместитель генерального директора по коммуникациям АО «Русское Молоко» Анна Бойко.
Начал мероприятие Алексей Кропотов, соучредитель и директор по маркетингу ТОЙ-ОПИНИОН, с аналитическим докладом «Потребительские предпочтения и как они меняются». Он посоветовал при реализации продукции всегда обращать внимания на ценности потребителей, главные из которых последние 15 лет не меняются – здоровье, семья и дети. Также эксперт рассказал про стадии развития молочных продуктов: до 2010 года это была натуральность, до 2016 – удовольствие, сегодня – полезность. Со временем изменяются тенденции при выборе молочных продуктов: в 2000 году человек, в среднем, покупал 4 молочных продукта при проходе в магазин – молоко, сыр, сметану и густой йогурт, на выбор каждого продукта у него уходило 49 секунд. Сейчас потребитель покупает 8 продуктов – молоко, сыр, сметану, творог, питьевой йогурт или прибиотический продукт, а также 3 густых йогурта или биойогурта. На выбор каждого продукта при этом уходит 26 секунд.
После этого в рамках конференции прошел круглый стол «Маркетинг в условиях переориентации потребительского спроса. Какие продукты пользуются спросом?». Первому слово предоставили генеральному директору ГК «Кабош» Дмитрию Матвееву. Он рассказал про итоги прошлого года для компании. Так, в ГК «Кабош» была проведена масштабная работа по ребрендингу всего ассортимента в связи с запуском нового бренда «Великие Луки». В рамках такого ребрендинга узнаваемый на рынке синий отпечаток пальца «Кабош» сменился на геральдический щит, прообразом которого стал герб города Великие Луки.
Дальше слово было передано Оксане Фроловой, директору категории «Свежие продукты» и направления digital-маркетинг Unagrande Company. Она отметила, что в непростых экономических условиях компания смогла сохранить высокие стандарты производства и качества, заместила часть упаковочных материалов альтернативными поставщиками аналогичного качества, провела федеральную рекламную кампанию и продолжила работать над новинками и расширением каталога продукции.
Любовь Егорова, старший вице-президент ООО «Виола», рассказала о ребрендинге компании после ухода из России фирмы Viola. Так, «Виола» смогла сделать ребрендинг всего ассортимента и вывести новый бренд, сохранить ключевые позиции ассортимента, подобрать альтернативные ингредиенты и упаковочные материалы, сохранить производство и сервисы, выйти на новые сети и расширить географию.
Марина Будник, руководитель департамента маркетинга и PR ЗАО «Сернурский сырзавод», поделилась особенностями развития регионального предприятия. За 2022 год завод компании переработал 48 000 т. коровьего молока, 2 400 т. козьего молока, а также 168 т. овечьего молока.
Анна Бойко, заместитель генерального директора по коммуникациям АО «Русское Молоко», также рассказала об итогах 2022 года своей компании: продолжение производства, сотрудничество с новыми торговыми сетями, обновление рец ептуры, ввод новой линейки эксклюзивно с «Азбукой Вкуса», а также смена поставщиков упаковки, редизайн и новая коллаборация с художницей.
Отвечая на вопросы, спикеры отметили, что драйвером продаж в 2022 году стали натуральные продукты средней и высокой ценовых категорий.
Вторая часть круглого стола была посвящена новым каналам продаж молочной продукции. С первым докладом выступил Олег Сирота, директор «Истринской сыроварни». Он, в частности, рассказал о преимуществе собственных точек продаж – возможность регулирования цен и акций, низкая цена для покупателя, более высокий оборот продукции, а также независимость от торговых сетей.
Константин Рогачков, основатель и владелец ТД «ЭКО-Вилладж», поделился успехами своей компании. При этом он отметил, что расширение продаж в последнее время зависит от увеличения количества точек продаж, потому что по отдельности продажи с полок каждой точки уменьшаются.
Независимый эксперт, дегустатор и фромажер Ольга Шевчук рассказал про такой вид продаж как сырный туризм. Это новый формат гастротуризма в России, целевая аудитория которого, в основном, семьи с детьми и жители мегаполисов. В такой форме важно обратить внимание на инфраструктуру, досуг и сам продукт, который должен быть премиум-уровня. Производителям сырный туризм даст узнаваемость сыроварни, дополнительные продажи, повышение общих продаж, а также повышение уровня доверия к бренду.
Екатерина Дюрр, заместитель руководителя управления маркетинговой службы ГК «ЭкоНива», поделилась историей сотрудничества с направлением питания – кафе, рестораны и другие заведения. Особенности такого формата продаж – высокий уровень качества продукции, востребованный профессиональной индустрией, широкая представленность в заведениях, повышение узнаваемости бренда, а также формирование давления к бренду.
Завершила первое мероприятие деловой программы Александра Демченко, директор сыроварни «Итальянские традиции». Она поделилась с аудиторией итогами компании в 2022 году и новинками продукции. Также Александра отметил а преимущества собственных точек продаж – продвижение своей торговой марки, собственная реклама и презентация, гарантийный сбыт всего ассортимента, возможность продать брак, непосредственное общение с потребителем.
Следующее мероприятие деловой программы – конференция «Производство мороженого в России: возможности и ограничения». Ее модератором стала Наталья Уткина, заместитель генерального директора и главный технолог Союза Мороженщиков России.
Первым с докладом «Обзор рынка мороженого за 11 месяцев 2022 года» Геннадий Яшин, генеральный директор Союза мороженщиков России. Он рассказал, что самым успешным по производству мороженого стал 2021 год. При этом в 2022 году производство мороженого несколько сократилось. Это связано с повышением цен и сокращением реальных доходов населения. Экспорт мороженого в начале 2022 году сократился почти на 50% по сравнению с началом 2021 года. Трендами 2023 года эксперт назвал реализацию программы импортоза мещения ингредиентов, упаковки и оборудования, новые цепочки поставок, стабильность, низкие ценовые сегменты, натуральное мороженое, домашнее потребление, онлайн-каналы продаж, рост производства и бюджетный ценовой сегмент.
Антонина Творогова, д.т.н., зам.директора по научной работе ВНИИ холодильной промышленности , филиал ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова», РАН, рассказала о перспективах производства мороженого традиционной и функциональной направленности на предприятиях молочной отрасли. Особое внимание было уделено условиям развития производства молокосодержащего мороженого – разработка эффективных стабилизационных систем в связи со снижением жира и белка, подбор пищевкусовых продуктов для нивелирования «пустого вкуса», создание технологических требований к готовому продукту, представление дополнительных технологичных решений для позиционирования, а также развитие производство молокосодержащего мороженого с массовыми долями жира СОМО 5% и 6% с общей массовой долей сухих веществ более 31%.
Ирина Макеева, д.т.н., эксперт по стандартизации и эксперт судебной нормативной экспертизы, руководитель НКЦ РССП выступила с докладом о системе требований к маркировке мороженого. Эксперт обратила внимание участников и посетителей на изменения Совета ЕЭК, которые вступят в силу в сентябре 2023 года. Они касаются ввода нового понятия «мороженое молокосодержащие» с массовой долей жира не более 6%. В июле 2023 года мороженщиков ждет еще одно изменение – теперь шоколадным мороженым может называться продукт с определенным содержанием масла какао, животных жиров и других ингредиентов.
Елена Юрова, к.т.н., заведующая лабораторией Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности, озвучила алгоритм оценки идентификации продукта – определение пищевой ценности, определение органолептических показателей, идентификация внешнего вида, консистенции, оценка маркировки, определение внесенных ингредиентов, пищевых добавок или веществ, выявленных в ходе идентификации, анализ полученных результатов с учетом требований документации, а также процедура идентификации и выводы.
Татьяна Белякова, к.т.н., главный технолог ГК «Питерпром» поделилась актуальными проблемами на рынке мороженого – это консервативный рынок сбыта, высокая себестоимость готового продукта, зависимость от импортного сырья, система организационно-правовых санкций, отсутствие кросс-брендинга с отечественными производителями и неактивный маркетинг нового ассортимента.
Олег Серов, генеральный директор ООО «Техноайс-Рус», поделился статистикой потребления мороженого в мире. Так, больше всего литров мороженого на душу населения потребляют в Новой Зеландии, США и Австралии. Далее в рейтинге идут Финляндия, Швеция, Канада, Дания, Ирландия, Италия и Англия.
Андрей Куприенко, руководитель технического отдела ООО «СП Автоматизация», выделил особенности роботизированной укладки продукции. Дмитрий Докин, председатель Совета директоров «Шин-Лайн» рассказал про все удары, которые пережил рынок мороженого за последние несколько лет.
Марина Петрова, генеральный директор, заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, председатель Экспертного совета по молочной продукции и сырам конкурса «Московское качество», владелец Petrova Five Consulting, рассказала о главных трендах на рынке мороженого – цвет маджента, экономия, СТМ, удобство, оригинальные вкусы и другие.
Открытый микрофон
Впервые на DairyTech состоялся Открытый микрофон «Импортозамещение на молочном производстве: технологии, оборудование, решения», на котором могли выступить участники выставки. Он прошел в Конференц-зале D.
Первым выступил Роман Ковтун, генеральный директор ООО «ГАЛЬДИ». По мнению спикера, на данный момент нельзя говорить об успешности импортозамещения, так как на российском рынке молочной продукции до сих пор нет компаний, способных конкурировать с зарубежными. В 2022 году на отрасль обрушился шквал санкций, под которые попали такие компоненты, как мембраны, пружины, регуляторы, сложные механизмы вроде клапанов дозации. Тем не менее, европейские компании до сих пор продолжают поставки запасных частей и оборудования, благодаря чему можно продолжать работу, но ориентироваться на возросшие сроки получения заказов. Для производителей, эксплуатирующих иностранное оборудование, в такой позиции важно закупать позиции впрок, держать их на складе и заранее готовиться к сервисным интервалам.
Алексей Грибакин, менеджер по продажам Solisoft и ООО «ПРОЛАЙТ», отметил, что его компания занимается внедрением систем автоматизации на российском производстве, имея в этом 18-летний опыт. Внедрение MES-автоматизации заводов – необходимый шаг для современности. Solisoft предлагает платформу MESbox с различными приложениями для производственных задач – мониторинга рабочих процессов, подготовки отчетов, учета рабочих часов, расчета смесей и др. Модули позволяют отслеживать расход ингредиентов, возникновение загрязнений, контролировать работу технологического оборудования. Глубокий мониторинг помогает повысить безопасность производства и качество продукции, а также найти возможности для более эффективного и экономного использования мощностей.
Сергей Ботвин, директор Технического центра ЗАО «Ламбумиз» рассказал, что компания создала технический центр, изначальной целью которого стала помощь молочным заводам в настройке оборудования под новую упаковку, сменившуюся в рамках импортозамещения, и облегчение этого перехода. По ходу работы центр стал заниматься и сервисным обслуживанием – дефектовкой, заменой деталей, наладкой и настройкой. Также в задачи центра вошла переподготовка кадров, обучение работе с новым оборудованием и помощь в решении сложных ситуаций. Важную роль занимает изготовление и поставка запасных частей. В список текущих возможностей технического центра входит внедрение опции «Плоское дно», ремонт ультразвуковых генераторов и настройка оборудования под картон производства Сыктывкарского ППК.
Олег Дымар, профессор и главный научный сотрудник ООО «МегаПрофилайн», представил доклад на тему «Электродиализное оборудование для переработки кислой сыворотки». Ионообменные процессы необходимы для удаления соли, молочной и лимонной кислоты, чтобы добиться улучшения вкуса и повышения качества сырья. Спикер рассказал о применении различных видов оборудования и специфике используемых на молочном производстве процессов обработки белка, воды, сыворотки и других ингредиентов. Для различных задач используются отдельные модули со своими характеристиками и возможностями.
Сергей Чеснов, руководитель отдела продаж молочного направления «ТАУРАС-ФЕНИКС», отметил, что в первой половине 2022 года замедлилось снижение по многим традиционным категориям молочной продукции, а в масштабе всего года даже был заметен некоторый рост. Также в 2022 году произошел кризис упаковки с использованием картона, так как локальные производители не могут обеспечить весь объем для покрытия спроса. В связи с этим необходим переход на другие типы упаковки – пленку, ПЭТ-бутылки и гибкие полимеры. Завод «ТАУРАС-ФЕНИКС» до сих пор ощущает ажиотажный спрос на ПЭТ-упаковку и считает ее основной альтернативой картону.
Алексей Алешкин, руководитель проектов «Пищевая промышленность» и представитель компании «Зика Россия» рассказал, что «Зика Россия» предлагает специальную линейку полов для молочных производств на полиуретановой основе, доступную по оптимальной цене. Полы для молочной индустрии должны отвечать ряду особенных требований, таких как противодействие пылению и отсутствие скольжения, что было учтено при разработке. Также особое внимание уделяется геометрии продукции и способу укладки полов, который позволяет добиться практически полной герметичности покрытия, что необходимо для поддержания стерильности помещения.
Завтра, 27 января, посетителей и участников ждет не менее увлекательная деловая программа. В Большом зале пройдут тренд-сессия «Динамика потребления сыра. Тренды, ассортимент, продажи», сессия «Технологии, вопросы производства и обеспечение качества готовой продукции. В Конференц-зале D состоится сессия «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития молочной отрасли» и Школа маркировки.
Полная деловая программа DairyTech 2023