Российский рынок молочной продукции: основные тренды и перспективы
Последние три года были крайне динамичными для рынка молочной продукции России. И несмотря на постоянно меняющиеся вызовы, российская молочная отрасль демонстрирует неплохие темпы роста.
Это делает ее привлекательной для широкого круга потенциальных партнеров: производителей оборудования (как производственного, так и холодильного) и программного обеспечения, поставщиков ингредиентов и упаковки из Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
Кратко о текущем положении на рынке молочной продукции
Молочная промышленность в минувшем году сохранила положительный вектор развития. По данным Росстата, в 2022 году было выпущено 32,9 млн тонн молока (с учетом продукции для личного потребления), что на 2% больше, чем в 2021 году. Эксперты ассоциации «Союзмолоко» уточняют, что выпуск товарного молока в прошедшем году составил 24,7 млн тонн, что на 4% больше показателей 2021 года.
Производство молочной продукции в 2022 году также демонстрировало прирост. Аналитический центр Milknews приводит следующие данные: объем выпуска сухого цельного молока вырос на 8% относительно показателей 2021 года (до 69 тыс. тонн), сухого обезжиренного молока – на 16% (до 111 тыс. тонн), масла сливочного – на 11% (до 314 тыс. тонн). Вместе с тем, из-за снижения платежеспособности потребителей скорректировались и продуктовые линейки: к примеру, в 2022 году на 2% (до 5,8 млн тонн) выросло производство питьевого молока, при этом выпуск кисломолочной продукции снизился. Например, объем производства йогурта сократился на 16% – до 692 тыс. тонн.
Продажи молочной продукции на российском рынке в 2022 году выросли на 13% относительно показателей 2021 года. Интересно, что вектор спроса в прошлом году сместился в сторону традиционных категорий продуктов, тогда как кисломолочные и десертные продукты стали менее востребованы.
Импорт молочной продукции в 2022 году снизился примерно на 9% относительно 2021 года. Такие данные приводит аналитический центр Milknews. Всего за прошедший год в Россию было завезено около 5,8 млн тонн молока на сумму более $3 млрд. При этом две трети импорта в стоимостном выражении приходятся на сыры (45%) и сливочное масло (22%). Интересно, что за минувший год увеличился только объем импорта продукции из Белоруссии – на 1%.
«Узкие места»
Сокращение ассортимента продукции. Приостановка работы ряда европейских компаний, безусловно, отразилась и на ассортименте молочной продукции. В минувшем году наибольшая динамика сокращения продуктовых линеек наблюдалась в сегменте молока с соком, где ассортимент сократился почти на треть (-29%). На 23% снизился ассортимент молочных десертов, на 19% – жидких десертов. Это отражается не только на самих производителях, но и на смежных отраслях, в том числе поставщиках упаковки.
Уход поставщиков оборудования. Ассоциация «Союзмолоко» приводит данные, что доля импортной техники в перерабатывающей промышленности составляет порядка 70%, а в сегменте оборудования для упаковки – примерно 50%. Если же брать исключительно молочную промышленность, то доля импортного оборудования, по данным аналитиков NTech, составляет 89%. Основными поставщиками оборудования до февраля 2022 года являлись Германия, Италия, Австрия, Польша и Нидерланды, обеспечивавшие до половины от общего объема поставок. При этом на долю белорусских производителей по итогам 2022 года пришлось около 10% от суммарного импорта оборудования, а на долю турецких и китайских – не более 2%.
В сегменте оборудования для производства упаковки доля импортной техники до февраля 2022 года составляла 40%. В основном это были комплексы итальянского и американского производства.
Кроме трудностей с поставками оборудования стоит отметить и необходимость поиска альтернативных поставщиков или путей доставки запасных частей и расходных деталей. Кроме того, серьезным фактором выступают трудности с обновлением программного обеспечения.
Уход производителей упаковочных материалов. В 2022 году два крупнейших производителя упаковочных материалов (Elopak и Tetra Pak) приостановили свою деятельность в РФ. В итоге производители молока и молочной продукции были вынуждены срочно искать альтернативу импортным изделиям. Другая немаловажная проблема – значительная доля импорта материалов для изготовления упаковки: до половины от общего объема красок и картона поставляются из-за рубежа.
Точки роста и перспективы
Выход новых поставщиков оборудования и материалов. На фоне роста рынка молочной продукции очевидна востребованность нового оборудования как перспективных п роектов, так и в рамках модернизации существующих. Это касается как оборудования для первичной обработки молока, так и для производства и розлива, а также производства упаковки. Тем более, Китай и Турция в последние годы достигли существенных успехов в данном направлении. Кроме того, востребованы различные материалы для изготовления упаковки.
Поддержка со стороны государства. События последних трех лет существенно актуализировали роль государства, основная задача которого – не просто подпитывать отрасль деньгами, а запускать направленные меры поддержки для решения тех или иных проблем в моменте. В текущем году суммарный бюджет мер поддержки вырос на 7%. Не стоит сбрасывать со счетов и влияние данных процессов на смежные отрасли. Например, запуск различных программ льготного кредитования производителей молока повлечет за собой увеличение объемов выпуска продукции и, соответственно, рост спроса на различное оборудование для производства и обработки молочной продукции и упаковки, а также саму упаковку. Для новых игроков – это отличная возможность заявить о себе и занять свою нишу на российском рынке.
Сохранение или дальнейшее увеличение инвестиционной активности. Запущенные в 2020 году меры господдержки (субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы) уже сейчас демонстрируют эффект: ряд крупных и средних производителей молочной продукции подтвердили планы по строительству новых животноводческих комплексов и производственных объектов. По экспертным оценкам, в ближайшие 5-7 лет стоит ожидать сохранения текущих темпов инвестиций. Но для запуска новых производственных комплексов нужно оборудование, а для непосредственно производственных процессов – ингредиенты и упаковка. Поэтому компаниям, которые задумываются о выходе на российский рынок, стоит озаботиться поисками новых партнеров среди тех, кто сейчас проектирует свои объекты.
Выставка DairyTech станет драйвером выхода на российский рынок
Уже более 20 лет выставка DairyTech собирает ведущих экспертов отрасли и крупнейших производителей оборудования для переработки молока и производства молочной продукции, упаковочного оборудования и готовой упаковки для обсуждения насущных проблем, поиска путей их решения и демонстрации собственных достижений.
В прошедшей в 2023 году выставке приняли участие 144 компании из 13 стран мира. На DairyTech 2023 пришли 4 334 уникальных посетителя, среди которых были руководители и специалисты молочных предприятий, влияющие на решение о закупках оборудования в своих компаниях (70%).
Результаты опроса подтвердили активный интерес ко всем 7 разделам выставки. Более половины посетителей (63%) интересовались оборудованием для производства молока и молочной продукции, 39% специалистов были заинтересованы в технологиях и оборудовании для производства сыров и 38% пришли в поисках упаковки и упаковочных материалов.
Стоит отметить, что 59% посетителей приходят на выставку DairyTech с целью поиска новых поставщиков/деловых партнеров. 27% из них обладают закупочным бюджетом свыше 50 млн руб.
Поэтому участие в выставке – уникальная возможность для иностранных поставщиков производственного оборудования, упаковки, ингредиентов не только продемонстрировать свою продукцию, но и найти новых партнеров и непосредственно на выставке заключить новые контракты.
22-я международная выставка оборудования для производства молока и молочной продукции DairyTech состоится 24-26 января 2024 года в МВЦ «Крокус Экспо» (павильон 1, зал 4).