Итоги первого дня DairyTech 2023: аналитическая, пленарная и кейс-сессии


21-я Международная выставка оборудования для производства молока и молочной продукции успешно стартовала

Главными темами первого дня стали ситуация на рынке молочной отрасли, государственное регулирование и поддержка сектора, маркировка и упаковка.

Аналитическая сессия

MicrosoftTeams-image-(34).png
 

Деловая программа первого дня проходила на двух информационных площадках. В Большом зале она началась с Аналитической сессии: «Молочная индустрия в современных реалиях». Алексей Кириченко, старший аналитик Аналитического управления ПАО «Сбербанк», начал ее с темы «Общеэкономический обзор. Влияние экономической ситуации в РФ на рынок молочной продукции».

Он отметил, что, во время кризиса наиболее сильно пострадал непродовольственный сегмент, при этом продовольственный даже вырос – на 1,5%. Доходы населения продолжают снижаться, а это влияет на розничную торговлю как в целом, так и по некоторым отдельным сегментам. Молочная продукция остается той категорией, которая сильно зависит от доходов населения, однако даже в кризисный период она по динамике потребительских цен уступала только хлебу, рыбе, подсолнечному маслу, мясу и некоторым другим секторам.

В молочной отрасли при этом наблюдается большая инвестиционная активность. Это связано с ростом цен в сегменте. Именно он стал компенсирующим для затрат двух прошлых лет.

Долгосрочными рисками развития российской экономики эксперт назвал «упрощение» импорта – в структуре импорта снижается доля инвестиционных товаров, «упрощение» инвестиций – строительство начинает вытеснять инвестиции в технологии, истощение запасов высокотехнологичного оборудования – сейчас многие компании обеспечены только на 1-2 года, снижение потенциальных темпов роста экономики – до кризиса потенциальные темпы роста экономики виделись на уровне 2-3%, а сейчас – 1-1,5%, и бюджетная политика - дефицит бюджета растет, что увеличивает инфляционные риски.

MicrosoftTeams-image-(33).png

Продолжил разговор про реалии молочной индустрии Алексей Воронин, директор аналитического департамента Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) с темой «Развитие молочной индустрии России: пандемия, санкции, новые вызовы».

Эксперт выделил стагнацию спроса, которая определяется снижением доходов населения, повышенной инфляцией и высокой закредитованностью. Чаще всего эта стагнация проявлялась смещением в пользу более доступных продуктов и отказом от дорогих категорий с добавочной стоимостью. Также на рынке наблюдается ограничение и снижение поставок по импорту, а с точки зрения экспорта отрасль развивается стабильно несмотря на проседание в 2022 году. Планируется, что по ценам и экспорту молочная отрасль будет больше других продуктовых секторов расти в этом году.

Рост цен в розницестал неминуемым, это оказало положительное влияние на динамику потребления. В 2021 и 2020 году цена на молоко практически не росла, что плохо сказывалось на инвестиционной активности отрасли, это привело к снижению роста производства. Среднегодовой рост цены в 2022 году – около 20%. Это позволило привлекать инвестиции и формировать тренд на дальнейшее развитие.

MicrosoftTeams-image-(35).png

Завершила сессию Светлана Боброва, руководитель направления по развитию бизнеса, Nielsen Россия, с темой «Тренды FMCG рынка и молочной индустрии».

Она отметила, что после наступления кризиса в секции FMCG от месяца к месяцу наступало восстановление, импульсом к которому стали вначале минимаркеты, а позже – дискаунтеры.  Главный тренд потребления в 2022 году – экономия, и в 2023 году эта тенденция сохранится. Ключевые способы экономии среди потребителей – поиск магазинов со сниженными ценами, товаров по сниженным ценам и уменьшение продуктовой корзины.

Молочная индустрия чувствовала себя нормально на фоне других индустрий в наиболее кризисный период. В 2022 году некоторые категории молочных продуктов выросли намного быстрее, чем в 2021 году. Это связано, в большинстве своем, с инфляцией. Главные тренды в сфере продаж молочной отрасли – увеличение интереса к Частной марке, укрепление традиционных молочных продуктов, сокращение ассортимента, а также восстановление промо после его сильного проседания в прошлом году.

Пленарная сессия

MicrosoftTeams-image-(36).png

Вторым мероприятием в Большом зале стала Пленарная сессия лидеров молочной индустрии: «Вызовы и возможности молочной отрасли». Вступительное слово произнес Владимир Кашин, председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы:

«Уважаемые участники выставки, мы от лица Государственной Думы и Комитета рады вас поприветствовать. Я это говорю от всего сердца, так как по жизни мне пришлось отдать этой отрасли многие годы, да и сегодня мы этим активно занимаемся … Я этим горжусь и с этой отраслью связываю развитие агропромышленного комплекса России».

Далее про упрощенное декларирование и мобильное положение «Инспектор» рассказал Александр Вдовин, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Министерства экономического развития РФ. Он отметил главные нововведения в сфере декларирования – возможность изменения декларации без ее переоформления, а также упрощенный порядок подачи декларации о соответствии через специальный сервис. Другая разработка – приложение «Инспектор» – будет помогать проводить контрольным органам не только выездные, но и онлайн-проверки.

Олег Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России, рассказал о маркировке молочной продукции. Он обратил особое внимание на информационную систему маркировки «Честный знак», в рамках которой только за прошлый год было зафиксировано 694 тыс. случаев ввода в оборот несоответствующих требованиям товаров. При этом бенефициарами нововведения являются потребители, например, за 2022 год только они подали более 10 тыс. жалоб.

MicrosoftTeams-image-(37).png

Салия Карымбаева, заместитель директора департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии, поделилась стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года – установление общих принципов и подходов по определению ответственности за нарушение актов в сфере применения СФС мер.

Татьяна Савенкова, Президент СППИ, директор НИИ качества, безопасности и технологий специализированных пищевых продуктов РЭУ им. Г.В. Плеханова, представила проблематику рынка ингредиентов и вспомогательных компонентов, векторы развития и первоочередные задачи, которые предстоит решить для развития и наращивания производства пищевых добавок и функциональных, технологических компонентов для производства молочной продукции и глубокой переработки молока. Кирилл Флегонов, член Правления СППИ, представил в динамике как переориентировался поток поставок ингредиентов в 2022 году, какие страны сменили европейских поставщиков и как изменились логистические маршруты.

Другие эксперты – Яков Панферов, эксперт товарной группы «Молоко» ЦРПТ и Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка – высказались о вызовах и приоритетах для производителей молочной продукции, сырье, ингредиентах, вспомогательных материалах и развитии рынка в условиях нестабильности.

Кейс-сессия

MicrosoftTeams-image-(38).png

Завершающим мероприятием в Большом зале стала Кейс-сессия «Упаковка для молочной продукции в условиях нестабильности рынка».

Елена Шуляк, директор по маркетингу и коммуникациям АО «Упаковочные системы», поделилась собственным опытом локализации производства. 2022 год стал тяжелым для всей индустрии и характеризовался ростом цен на сырье, нарушение поставок и падение спроса. После ухода из страны фирмы TetraPak российская команда была вынуждена трансформировать многие рабочие процессы. Так, заново была налажена цепочка поставок сырья: картон – локализован, импортируются полимер с металлоценом, адгезивный полимер и фольга, а для полимера LDPE продолжает тестироваться локальное сырье.

Иван Турчан, главный эксперт отделов «Маркетинг отраслевых решений» и «Упаковки» СИБУР рассказал про новинку компании – продукт Vivilen rPET. Это гранулят, произведенный с добавлением вторичного сырья. Такая упаковка не требует дополнительного оборудования и манипуляций при производстве переформы или готового изделия.

Сергей Новиков, директор по развитию ЗАО «Ламбумиз» рассказал об особенностях упаковки Glable Top для молочных продуктов в условиях импортозамещения. Непростой 2022 год внес в рынок упаковки несколько изменений – теперь все производители упаковки Pure-Pak в России стали использовать картон отечественного производства, схожего по характеристикам между собой. Это положительно влияет на развитие молочных заводов, ведь теперь не требуется серьезной перенастройки оборудования из-за смены картона, в то время как при использовании китайского картона – требуется.

Другие приглашенные спикеры – Георгий Житмарев, заместитель генерального директора ООО «Санкт-Петербургский молочный завод «Пискаревский»», Алексей Командиров, главный эксперт по рынку сыра АО «Силд Эйр Каустик», Наталья Уткина, заместитель генерального директора, главный технолог Союза мороженщиков России, Александр Ширинкин, председатель Совета директора, акционер ОАО «Тульский молочный комбинат», Анастасия Пыжова, председатель отдела маркетинга компании АО «Элопак» и Дмитрий Мяленко, заведующий сектором упаковки ФГАНУ «ВНИМИ» – обращали внимание на упаковочный материал, новые решения в упаковке сыра, риски и перспективы картонной упаковки для молока и уязвимые места упаковки.

Также по выставке был проведен VIP-тур для министра сельского хозяйства Московской области Владислава Сергеевича Мурашова, заместителя министра сельского хозяйства Московской области Дмитрия Черепнина, а также министра сельского хозяйства Московской области Кирилла Григорьева.

Завтра, 26 января, посетителей и участников ждет не менее увлекательная деловая программа. В Большом зале пройдут конференции «Маркетинг молочной отрасли» и «Производство мороженого в России», а также церемония награждения DairyTech Award. В Конференц-зале D состоятся 8-я дискуссионная площадка по эффективным решениям для молочных производств, впервые проводящийся «Открытый микрофон», а также Сессия «Создание функциональных молочных продуктов».

Полная деловая программа DairyTech 2023>>>

DairyTech 2023 продолжится 26 и 27 января в зале 4 первого павильона МВЦ «Крокус Экспо». Посетите экспозицию и деловую программу выставки по бесплатному билету по промокоду dtNEWS

Получить билет
Назад